Продавать нельзя закрыться

Постановлением Правительства  РФ от 05.01.2015 № 6 внесены изменения в «Правила продажи отдельных видов товаров утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55».

Согласно документу:

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется — разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Данным постановлением внесены важные новации:

  1. Во-первых, «изделия медицинского назначения» и «изделия медицинской техники» получили общее понятие — медицинские изделия.
  2. Во-вторых, с 20 января 2015 года медицинские товары запрещено продавать в розницу вне стационарных мест торговли – на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в других соответствующих местах.

Запрет на реализацию медицинских изделий вне стационарных точек торговли вызвал на рынке большую полемику.

Многие задались вопросом, а что собственно запрещено и вправе ли участники рынка продавать медицинские изделия через Интернет-магазиныДавайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Прежде всего надо понимать, что такое разносная торговля и что такое интеренет-магазин.

Понятие разностной торговли дано в ст. 346.27 Налогового Кодекса. Так, разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.

Ну многие наверное помнят продавцов в электричках, «ходоков» по офисным центрам. Это и есть разносная торговля.

mb117782_236603354_mainpic

Интеренет-магазин подпадает под понятие «дистанционной торговли».

Определения понятию «дистанционной торговли» даны в ст. 497 Гражданского кодекса; ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, а также Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Так, продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Основное отличие этих видов розничной торговли заключается в том, что при дистанционном способе покуатель не видит товар «вживую», когда хочет его заказать, а при разносной торговле покупатель сразу может его увидеть и «пощупать».

Однако некую сумятицу, в казалось бы, четкое понимание различия дистанционного способа торговли от  разносной торговли внесли Минздравсоцразвития и  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим совместным письмом от 12 октября 2007 №  0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением правил продажи товаров дистанционным способом».

В абз. 5 п. 3 вышеуказаного письма указано:

«Следует иметь также в виду, что продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров, что может быть сопряжено с введением потребителя в заблуждение, в том числе через представителей продавца — участников процесса исполнения договора купли-продажи, осуществляющих, в частности, доставку и передачу товара, в связи с чем подпункт к) п. 9 Правил предусматривает обязанность продавца предоставлять потребителю среди прочего сведения о конкретном лице, которое будет выполнять соответствующую работу (услугу)».

Полагаю, что еще много Продавцов столкнутся с проблемой толкования рассматриваемых изменений. И в большей степени в общении с Роспотребнадзором.

Однако, полагаю не стоит поддаваться на провокации, а четко формулировать свою позицию, которая должна состоять в следующем:

В рассматриваемых изменениях Правил торговли речь четко идет о разносной торговле и никаких запретов на осуществление дистанционной торговли нет.

Понятия этих видов розничной торговли четко определены, помимо указанных норм, еще в ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

Также в подтверждение своей позиции необходимо отметить, что проект рассматриваемых изменений был подготовлен Минпромторгом. Текст проекта прошел общественное обсуждение, где Минпромторг неоднократно отмечал, что изменения, вносимые проектом постановления касаются только запрета продажи медицинских изделий при осуществлении розничной торговли в форме разносной торговли, то есть в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах.

Проектом постановления не  накладываются ограничения на дистанционный способ продажи товара.

Таким образом, считаю обоснованным будет вывод о том, что с 20 января 2015 в России запрещена разносная торговля медицинскими изделиями. На дистанционный способ розничной торговли медицинскими изделиями такой запрет не распространяется. Поэтому:

Интернет-магазины вправе продавать медицинские изделия на законных основаниях

 

Адвокат
Барков Сергей Владимирович

Комментарии
  1. Дмитрий Кончилович; 28 Февраль 2015 в 02:18

    Теперь все ясно и понятно. Большое спасибо!

Добавить комментарий:
*
*